Учебная деятельность

Учебный процесс

Подготовка специалистов в ЗКГУ осуществляется согласно образовательным программам Государственного классификатора специальностей высшего и послевузовского образования ГК РК 08-2009. Структура и содержание образовательных программ определяется Государственным общеобязательным стандартом ГОСО РК 5.03.007-2006.

Наши специальности:

- «Русский язык и литература»

- «Филология: русский язык»

- «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения»

В ЗКГУ созданы необходимые условия для продолжения образования по послевузовским программам. Выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в 1-2-х годичной магистратуре. Подготовка магистрантов кафедры осуществляется по специальностям 6N0118 «Русский язык и литература» и 6N0205 «Филология».

Главным ресурсом учебного процесса является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры

На кафедре работают:

8 – кандидатов филологических и педагогических наук 2 – старших преподавателя 2 – преподавателя, имеющие академическую степень магистра 3 преподавателя

Для постоянного повышения эффективности и качества преподавания на кафедре регулярно осуществляется ряд мероприятий:

Опытные преподаватели проводят показательные открытые занятия по особо интересным темам с применением новых технологий. На кафедре осуществляется взаимопосещение по графику, в котором учитывается занятость и интересы преподавателей.

График составляется с учетом направлений научных интересов преподавателя и цикла дисциплин, которые он ведет. Это создает реальную возможность компетентной критической оценки каждого занятия. Опытные ведущие преподаватели курируют молодых специалистов по конкретным дисциплинам.

Все моменты в работе над повышением уровня преподавания обсуждаются на заседаниях научно-методического семинара кафедры.

Система студентоцентрированного обучения, реализуемая в ЗКГУ, основывается на том, что обучающийся является активным «субъектом» образовательного процесса. Активная деятельность студентов включает в себя изучение содержания образовательных программ, самостоятельное формирование образовательной направленности, оценку уровня эффективности обучения и методик преподавания, оценку профессиональных качеств ППС, оценку уровня материально-технического обеспечения учебного процесса и санитарного состояния помещений.

Орган студенческого самоуправления, в состав которого входят все обучающиеся, принимают участие в распределении мест в общежитии, распределении вакантных грантов и именных стипендий, организации и контроле экзаменационных сессий, участии в заседаниях коллегиальных органов вуза – советов факультетов, Ученого совета и т.п. Студентоцентрированное обучение играет важную роль в повышении мотивации, саморефлексии и вовлеченности студентов в учебный процесс, в достижении обучающимися результатов обучения.

Руководство университета обеспечивает равные возможности обучающимся, вне зависимости от языка обучения по формированию индивидуальной образовательной программы. Обеспечение равных возможностей обучающимся достигается полнотой учебно-методического, организационно-методического и информационного обеспечения учебного процесса на двух языках обучения. Для полиязычных групп – на 3-х языках: 50% дисциплин на русском языке, 20% – на казахском языке, 30% дисциплин на английском языке.

Для организации учебной деятельности студенты обеспечиваются справочником – путеводителем на двух языках (https://wksu.kz/ru/mstudy/34-catbakuch/598-spravochnik-putevoditel-studenta). Каждому студенту 1-го года обучения перед началом учебного года выдается справочник-путеводитель студента, а его электронный вариант размещается на сайте университета. В справочнике отражается структура учебного плана, наполняемость кредита, процедура прохождения практик, требования к организации самостоятельной работы, оценка результатов обучения, обязанности и права обучающихся, порядок отчисления, восстановления и перевода, расчет среднего балла (GPA), дополнительном обучении (летнем семестре), повторном обучении. В нем раскрыт порядок допуска и проведения ИГАО.

Регистрация обучающихся по дисциплинам и формирование их индивидуальных учебных планов осуществляет Офис Регистратора. Обучающиеся первого года обучения начинают процедуру регистрации после проведения с ними профессиональной и академической ориентации, с целью разъяснения принципов кредитной системы обучения и перспектив будущей профессиональной деятельности.

Обучающиеся имеют возможности формирования индивидуальной образовательной траектории. При поддержке педагогов-наставников они составляют план своей образовательной деятельности, разработанный с учетом личностных, образовательных и профессиональных интересов, потребностей и запросов.

В университете действует служба эдвайзеров, которая призвана оказывать помощь в выборе траектории обучения и освоении ОП. Студент закрепляется за эдвайзером в соответствии со специальностью, посещает презентации элективных дисциплин, проводимых тьюторами под руководством заведующих кафедрами, консультируется с эдвайзером (обсуждение дисциплин по выбору). Эдвайзеры назначаются приказом ректора университета по согласованию с заведующими выпускающих кафедр и деканом факультета (Криуля А.С.).

ИУП составляется вместе с эдвайзером, на основании работы с КЭД и РУП специальности. Индивидуальная траектория обучения являются обязательным условием кредитной технологии обучения. ИУП составляется на общий срок обучения (бакалавриат - 4 года). Перед каждым академическим годом производится корректировка ИУПа путем дополнительной регистрации.

На основании ИУПов отдел Офис Регистратор формирует академические группы и потоки, а в случае недостаточности записавшихся на ту или иную дисциплину сообщает обучающимся о необходимости корректировки индивидуального учебного плана.

К началу семестра студенты на основании индивидуальных учебных планов обеспечиваются учебно-методическим комплексом (УМКД), который включает в себя программу обучения (Syllabus), активные раздаточные материалы, тезисы лекций, планы практических (семинарских) занятий, планы СРС и СРСП, вопросы для самоконтроля, задания для рубежного контроля, перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену, содержит требования к студентам и критерии оценивания.

При утверждении УМКД по дисциплинам рассматривается уровень современных достижений науки в этой области, которые вносятся в силлабусы преподавателей. УМКД размещены на двух языках, в свободном доступе на кафедрах, в компьютерных классах, на сайте, электронном читальном зале .

По каждой дисциплине имеются разработанные преподавателем критерии и методы оценивания результатов обучения, которые находят отражение в силлабусе. При описании политики оценки курса вписываются конкретные требования, которые преподаватель выдвигает к обучающимся при изучении данной учебной дисциплины, ожидания в отношении посещения занятий, опозданий, соблюдения сроков выполнения заданий, участия в работе на занятиях, соблюдения этических норм.

При заполнении политики оценки результатов учебных достижений обучающихся подробно расписываются требования, предъявляемые к каждой из оценок, чтобы обучающийся имел четкое представление о получаемой им оценке. Компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой и буквенной системы.

В качестве инструментов измерения знаний обучающихся выступает шкала оценок. Шкала оценок основана на балльно-рейтинговой и буквенной системе и включающей оценки по буквенной системе, соответствующий им цифровой эквивалент баллов, процентное содержание оценки и традиционные оценки. Оценками буквенной системы являются буквы алфавита английского языка от А (наивысшая оценка) до F (наименьшая оценка) в зависимости от уровня знаний. Цифровым эквивалентом баллов являются арабские цифры в десятичной системе исчисления от 4,0 до 1,0 положительные оценки и 0 - неудовлетворительная оценка.

Уровень знаний обучающегося определяется в процентах. При этом положительная оценка включает оценки, имеющие от 50 до 100 процентов, неудовлетворительная оценка – от 0 до 49 процентов. Традиционная шкала оценок строится по четырехбалльной шкале с оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Для академической поддержки обучающихся, не успевающих по дисциплинам, набирающих низкие рейтинги, а также по просьбам студентов, имеющих пропуски по причине болезни, по семейным обстоятельствам, преподавателями кафедр организуются дополнительные занятия, консультации. Занятия проводятся в удобное для студентов время, на кафедрах составлены графики консультаций .

Для обучающихся, имеющих академические задолженности по дисциплинам, разницу в учебных планах при переводе из вуза в вуз, со специальности на специальность, с одной формы обучения на другую, организуется дополнительное обучение – летний семестр.

Для обучающихся, выразивших желание изучить дополнительные кредиты сверх обязательных, организуются занятия на базе Центра повышения квалификации ЗКГУ. Так, студенты бакалавриата имеют возможность пройти обучение по дополнительной образовательной программе «Коррекционная педагогика» и «Дефектология» и получить подготовку для работы в специализированных учебных заведениях; обучающиеся в магистратуре – «Педагогика высшей школы».

Вузом предусмотрено индивидуальное обучение и обучение на дому студентов, нуждающихся в инклюзивном образовании. Все корпуса университета, санитарные комнаты, пункты питания, общежития оборудованы пандусами, подъездами и т.п. Открыт Центр инклюзивного образования, проводятся научные мероприятия.

Для успешной реализации студентоцентрированных методов преподавания ППС стремится к постоянному пересмотру методики преподавания. С этой целью постоянно проводятся коллективные обсуждения современных подходов к методическому обеспечению образовательного процесса на разных уровнях: на заседаниях кафедры, методических комиссий, методических семинаров.

В учебном процессе преподавателями применяются инновационные технологии обучения, способствующие развитию у обучающихся навыков анализа и критического мышления, принятия профессиональных решений. Инновационные методы обучения широко используются в университете, их эффективное применение является одной из приоритетных задач. Непрерывно совершенствуется методика проведения лекционных занятий, используются современные педагогические технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности студентов.

Практикуются проблемные лекции, ориентированные на постановку исследовательских задач; тезисное изложение материала, сопровождаемое с оставлением опорных конспектов и схем, являющихся основой для организации самостоятельной работы; изучение материала блоками; опережающее обучение; широкое применение раздаточного материала, с заданиями для СРО, ситуативное обучение в группах с формативным оцениванием, технология CLIL и т.п.

Виды методов обучения кафедры русской филологии

Метод обучения

Дисциплина

1

Проблемная лекция

Интерлингвистика

2

Мозговой штурм

Латинский язык

3

Лекция-провокация

Концепт и концептосфера

4

Лекция-диалог, метод проектов

Теория и практика межкультурной коммуникации

5

Информацнонно-объяснительная лекция

Литературное краеведение

6

Лекция-визуализация, решение ситуационных задач (метод case-study)

Организация и планирование научно-исследовательской работы. Психолингвистика

7

Опорное конспектирование с составлением интеллект-карт

Словообразование современного русского языка

8

Лекция-беседа, активные и интерактивные методы обучения

История русской литературы 20 в. Современная русская литература

Внедрены современные компьютерные технологии, электронные учебники, обучающие программы, мультимедиа-технологии. В апреле 2019 года была проведена онлайн-конференция с профессором МГУ (филиал в г. Астане) Власовой Г.Н, участие в которой приняли преподаватели, студенты и магистранты кафедры.

Внедрение инновации можно рассмотреть на примере образовательного проекта «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс», в рамках которого ежегодно проводится конкурс научно-методических работ ППС университета. Результатом инновационно-проектной деятельности является реальный инновационный продукт (электронный учебник, учебный тренажер, инновационный тренинг и др. С целью повышения педагогического мастерства регулярно организуются и проводятся обучающие семинары для заведующих кафедрами и ППС.

В течение учебного года в целях распространения передового опыта традиционно проводятся методические недели по факультетам, осуществляется видеозапись мастер-классов, презентаций, открытых занятий.

Кафедра русской филологии ежегодно организовывает учебно-методическую неделю. К примеру, научно-методическая неделя «В мастерской педагога: технология проектирования и проведения современного занятия» была проведена с 18.01.2019 по 22.01.2019. Целью проведения недели было совершенствование научно-методического потенциала преподавателей, магистров, стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности педагогов, повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства.

В марте 2019 г. кафедрой организована и проведена областная научно-практическая конференция «Проблемы духовно-интеллектуального развития и патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы: краеведческий аспект», посвященной юбилейным датам писателей и поэтов, оставивших яркий след в литературном краеведении Приуралья: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Хамзы Есенжанова. Вдохновителем и организатором конференции, редактором статей и составителем сборника является к.п.н, доцент Утегенова К. Т. В конференции приняли участие преподаватели вуза, студенты, магистранты, а также учителя области. Особенно интересными и показательными для студентов были выступления школьных учителей, использовавших современные электронные ресурсы на уроках русского языка и литературы .

Организация учебного процесса, ориентированного на обучающихся, отражается на изменении роли преподавателя. Наряду с сохранением своего прежнего ролевого статуса, преподаватели кафедр обеспечивают более высокий уровень консультирования и мотивации обучающихся в образовательном процессе. Специфика компетентностного обучения, предлагаемая преподавателями, состоит в том, что усваивается не готовое знание, кем-то предложенное, а обучающийся сам формирует знания, понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, становится предметом усвоения.

Эффективность используемых методик обучения можно оценить по результатам обучения и научно-исследовательской работы студентов. Полученные знания с использованием инновационных методов обучения применяются студентами при самостоятельной работе, прохождении практик, выступлениях на конференциях и семинарах, а также при написании научно-исследовательских проектов.

Также можно отметить и рост успеваемости обучающихся по дисциплинам, занятия по которым проводятся с использованием инновационных методик и новейших технологий обучения: «Организация и планирование научно-исследовательской работы», «Сопоставительно-типологический анализ русского языка» (ОП 7M02302, 7M02305, 7M02306 Филология: русский язык), «История казахстанской журналистики» и др. (ОП 6B02302/5В020500 Филология: русский язык).

Ежегодно экспертной комиссией кафедры посещаются занятия преподавателей. Согласно отчету ЭК, эффективность используемых методик обучения оценивается не только членами комиссии, но и студентами. Во время посещения лекционных и практических занятий членами экспертной комиссии было проведено анкетирование студентов и преподавателей, в результате которого средний балл лекционных занятий составляет 4,9 баллов (по 5-балльной системе). Проводимые практические занятия как эффективные (в 4,9 баллов) оценили в 2017-2018 гг. 93% опрошенных.

Разработанные механизмы и условия мониторинга позволяют осуществлять успешную корректировку учебного процесса. Мониторинг самостоятельной работы обучающихся и оценка ее результатов основаны на реализации требований кредитной технологии обучения. Весь материал дисциплины в тезисном изложении рассматривается на лекциях, на СРС студент самостоятельно изучает все темы и разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы. Задания для СРС содержатся в УМК дисциплин.

ППС в процессе преподавания стремится создать для студентов условия для их эффективного самостоятельного обучения и формируют у них установку на активное использование самостоятельной работы как формы учебного процесса.

Основными формами СРС являются: изучение пройденного лекционного материала по конспектам, учебникам и пособиям; самостоятельное освоение материала; изучение дополнительной литературы и понятийного аппарата; работа с источниками; работа с обучающими программами, электронными версиями УМКД; подготовка к практическим, семинарским занятиям; решение задач; составление схем; проведение исследований в рамках НИРС; выполнение курсовых работ и т.д.

Одной из форм проведения рубежного контроля по дисциплине «Методическая лаборатория учителя русского языка и литературы» (к.п.н, доцент К. Т. Утегенова) был исследовательский проект. Результатом деятельности обучающихся стала презентация долговременного творческого проекта «Уральск – музей под открытым небом», в рамках которого было реализовано одно из направлений - «Религиозные учреждения г.Уральска». В ходе проекта были посещены библиотека им. Ж. Молдагалиева (поиск информации об исламе в ЗКО), музей «Старый Уральск». Интересные факты и сведения о выставке «Уральск глазами художников» высказал во время интервью сотрудник библиотеки им. Х. Есенжанова С. С. Быков.

На занятиях к.ф.н., доцента Г. С. Умаровой при изучении дисциплин «История русской литературы 1 половины 19 века», «История литературной критики», «Журналистское мастерство» использует различные приемы обучения: деловые игры; презентации. Так как студенты ОП «Филология: русский язык» - будущие специалисты и сотрудники СМИ, то под руководством Г. С. Умаровой ими подбирались материалы по истории журналистики Приуралья. В ходе изучения дисциплины «История казахстанской журналистики» (доцент К. Т. Утегенова) обучающиеся собрали обширный материал по истории журналистики Казахстана, который в настоящее время обрабатывается и подготавливается к изданию учебное пособие, посвященное журналистике. В данное учебное пособие планируется включить собранный материал – первый журналисткий опыт обучающихся по аккредитуемой ОП.

Преподаватели кафедры русской филологии внедряют результаты НИР в образовательный процесс. Так, доцент Г. А. Донскова много лет занимается вопросами ономастики, о чем свидетельствуют научные работы ученого: «Проблемы трансформации урбанонимического ландшафта (на материале топонимики г. Уральска, Республика Казахстан), «Топонимическая номенклатура в «Словаре говоров уральских (яицких) казаков» Н.М.Малечи: языковые контакты», «Урбаноэргонимы Уральска и Алматы как отражение языковой картины мира двух регионов одной страны» и др. Результаты научных изысканий используются в практике преподавания дисциплин «Введение в языкознание», «Фонетика современного русского языка», «Корпусная лингвистика» и др. Доцент Г. С. Умарова на занятиях по дисциплинам «История русской литературы 1 пол. 19 в.», «Казахское литературоведение», «Введение в литературоведение» использует материалы научных исследований, проводимых на протяжении многих лет, напр., «Грани таланта Кажим Джумалиева», «Образ детства в произведениях В.Распутина и Б.Сокпакбаева (сопоставительный анализ)», «Литература Приуралья: многообразный мир художественного слова» и др.

Стоит отметить, что студенты наших специальностей обучаются по программе полиязычия: «Интерлингвистика», «Профессионально-ориентированный иностранный язык», «Стилистика русского, казахского и английского языка» (ст. преп. Э. Р. Абузярова), «Античная литература», «Литература эпохи Возрождения», «История зарубежной литературы 19 века», «История зарубежной литературы 20 века», «История мировой литературы», «Мировая детская литература» (преп. Г. Н. Ахметова) – ведутся на английском языке. Дисциплина «Казахская литература» (доцент Г. С. Умарова) – ведется на казахском языке.

Мониторинг эффективности подготовки и самостоятельной работы обучающихся осуществляется посредством текущего, промежуточного и итогового контролей.

Результаты текущего и рубежного контроля знаний в процентах отражаются в журнале тьютора (преподавателя-предметника). Контроль ведения журнала тьютора осуществляет заведующий кафедрой, декан факультета. Результаты текущего и рубежного контроля знаний также регистрируются в АИС «Платон» и т.п.

Промежуточная аттестация (экзаменационная сессия) проводится в форме сдачи экзаменов и дифференцированных зачетов. Экзамены проводятся в устной, письменной форме, в форме компьютерного тестирования, в комбинированной форме, в форме защиты проектов, эссе и т.д. Контрольно-измерительные средства знаний, умений, навыков и компетенций разрабатываются кафедрами в соответствии со спецификой дисциплины. Это контрольные вопросы, экзаменационные билеты, тесты, тематика эссе и проектов, задания для творческих экзаменов и т.п.

Если дисциплина имеет практическую направленность, то один из вопросов сформулирован на выявление навыков письма, грамотности, выполнение практического задания. Указанные виды контроля позволяют заведующему кафедрой и декану факультета проанализировать текущую успеваемость, оценить показатели качества знаний по учебным дисциплинам, сравнить степень усвоения дисциплин, проводимых разными кафедрами и отдельными преподавателями, уровень подготовки специалистов в целом, что в свою очередь позволяет руководству определить уровень подготовленности и качество работы преподавателей, кафедр и т.д.

Темы дипломных работ разрабатываются с учетом актуальных вопросов хозяйствующих субъектов в различных сферах аккредитуемых специальностей, ежегодно обновляются и утверждаются в установленном порядке. К руководству дипломных работ привлекаются наиболее квалифицированная часть ППС университета. При подготовке дипломных работ студенты используют материалы, полученные в период прохождения производственной и преддипломной практик в конкретных хозяйствующих субъектах, а также используют результаты собственных исследований.

Студенткой А. Кемешевой была написана и блестяще защищена дипломная работа «Ораторское искусство политических деятелей: сравнительно-сопоставительный аспект». Аспект исследуемых филологических проблем достаточно широк и разнообразен: «Стилические ресурсы орфоэпии в мультипликации» (А. Сарсенғалиев), «Когнитивное пространство колоронимов в казахской и русской лингвокультуре: сравнительно-сопоставительный аспект», (А. Дандыкулова), «Концепт женских образов в русской и казахской прозе» (А. Дәулетбаева), «Триггеры рекламного текста (на материале рекламы г. Уральска)», (В. Ротнова), «Поэтика произведений Бахыта Кенжеева» (К. Сукпусунова).

Студентка А. С. Криуля писала дипломную работу на тему «Религия и фантастика в «Божественной комедии» Данте Алигьери и «Мастере и Маргарите» М. Булгакова. Данную тематику она продолжила в магистерской работе: «Семиотические коды религиозных и фантастических образов художественного теста (Данте-Булгаков-Бокеев)». На сегодняшний день преподаватель А. С. Криуля при подготовке лекций по дисциплине «История русской литературы 20 в.» использует результаты научных исследований своих выпускных работ.

Дипломные работы и магистерские диссертации после защиты сдаются кафедрой и хранятся в соответствии с нормативными сроками в архиве университета. Также в университете функционирует система мер предупреждения и ликвидации академических задолжностей для оказания помощи обучающимся. Студент имеет право подать апелляцию по результатам рейтинга и итогового экзамена. На период экзаменационной сессии создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю дисциплин. В случае несогласия студента с рейтинговой оценкой в период рейтинговой недели в соответствии с положением об апелляции создается комиссия из трех преподавателей, квалификация которых соответствует профилю дисциплин.

Апелляция проводится по инициативе студента в следующих случаях: тестовые задания имеют некорректную формулировку; не содержат правильного ответа; содержат несколько правильных ответов; выходят за пределы учебной программы. За последние годы наблюдается тенденция снижения количества апелляций.

Апелляция проводится на следующий день после проведения экзамена в соответствии с утвержденным регламентом. Решение апелляционной комиссии об изменении итоговой оценки обосновывается в протоколе и вносится в экзаменационную ведомость. Апелляций по устному, письменному и творческому экзаменам не имеется, так как экзамены принимаются комиссией.

Пересдача оценки «неудовлетворительно» в данный академический период не разрешается. Обучающийся, не явившийся на экзамен по уважительной причине, имеет право сдавать экзамен по индивидуальной экзаменационной ведомости. Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно», имеет право повторно пройти обучение по дисциплине (прослушать консультации, получить учебно-методические материалы, пройти промежуточный контроль знаний) во время летнего семестра.

В университете функционирует система мер предупреждения и ликвидации академических задолженностей для оказания помощи обучающимся. На кафедре имеется график дополнительных консультаций, согласно которому ППС кафедры проводит дополнительные занятия для слабо успевающих студентов.

Студент имеет право подать апелляцию по результатам рейтинга и итогового экзамена. На период экзаменационной сессии создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю дисциплин.

В соответствии с «Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» мониторинг реализуется как совмещение контроля освоения содержания учебных программ (процесса) и контроля успешности обучения (результатов) с использованием трех процедур: текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине в целом/экзамен).

Важное место в учебном процессе, как известно, занимают формы и средства контроля и оценки знаний. О том, как студенты оценили эффективность формы и средства контроля и оценки знаний можно судить по следующим данным (Рис.5.2).

Эффективной процедуру текущего контроля посчитали в общей сложности 89% опрошенных студентов (в 2016 г. – 92%, в 2017 г. – 89%, в 2018 г. – 86%), как неэффективную – 8,3% (в 2016 г. – 7%, в 2017 г. – 5%, в 2018 г. – 13%).

Эффективной процедуру рубежного контроля посчитали в общей сложности 89,3% опрошенных преподавателей (в 2016 г. – 92%, в 2017 г. - 89%, в 2018 г. – 87%), неэффективной – 7% (в 2016 г. – 6%, в 2017 г. –%, в 2018 г. – 9%).

Как эффективные экзамены оценили в общей сложности 90,7% опрошенных студентов (в 2016 г. – 92%, в 2017 г. – 94%, в 2018 г. – 86%), как неэффективные – 6% (в 2016 г. – 6%, в 2017г. – 2%, в 2018 г. – 8%). 2% респондентов дать проведению экзаменов определённую оценку затруднились.

Каждый выпускник в результате обучения осваивает программу по каждой дисциплине согласно УМКД составленной ведущими преподавателями и утвержденной УМС факультета.

Обучающиеся, не освоившие дисциплину после курса обучения, должны сдать рейтинги, экзамены. В случае несдачи экзаменов и неудовлетворительной сдачи обязаны сдать повторный экзамен за оплату.

Приказы по движению студентов создаются и регистрируются офис реистратором. На ежемесячной основе ведется анализ контингента обучающихся, его движения по уровням образования, формам обучения и причинам движения (отчисление, зачисление, отток студентов в другие учебные заведения, переводы с платного обучения на обучение по гранту и обратно), а также по академическим отпускам студентов.

  

Обучающийся, не набравший для перевода с курса на курс установленный вузом переводной балл, остается на повторный курс обучения. Обучающиеся, не посещающие занятия или посещающие занятия с большим количеством пропусков без уважительных причин, отчисляются (на основании представления декана факультета).

Данные табл. 5.2 демонстрируют, что по ОП 6В02302 «Филология: русский язык» отчисленных нет, наблюдается незначительный приток обучающихся. Так, в 2017-2018 уч. г. с академического отпуска по уходу за ребенком вышла Сукпусунова Камилла, в 2018-2019 уч. г. была переведена из Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Аширова Шахноза. Поскольку по данной ОП отсутствуют обучающиеся пот заочной форме обучения, в таблице отражены сведения по стационару.

Кураторами, эдвайзерами и руководством ОП ведется контроль за движением контингента по группам, по ОП, языкам и форме обучения. 

Работодатели, оценивая выпускников ЗКГУ, работающих у них в организации, дали высокую оценку тем качествам, которые они считают наиболее важными для специалиста.

Давая общую оценку прошедшим в их организациях практику студентам ЗКГУ, опрошенные руководители баз-практик высоко оценили практикантов по различным параметрам. Среди них: профессиональный интерес; уровень работоспособности; ответственность; обучаемость; готовность к коллективной работе; уровень эрудированности, общей культуры; нацеленность на карьерный рост, профессиональное развитие; стрессоустойчивость и т.д.

На рис. 5.3. отражена оценка работодателями профессиональных качеств выпускников по 5-ти балльной шкале. Как показывают данные, за отчетный период работодатели оценили уровень профессиональной общетеоретической подготовки со средним показателем в 4,4 балла.

Работодатели дали им высокую оценку по таким параметрам как «Наличие базовых профессиональных умений и навыков, практическая подготовленность», «Уровень эрудированности», «Уровень работоспособности». Опрос заинтересованных лиц на предмет получения объективной оценки востребованности тех или иных образовательных программ, полученных в вузе, показал в среднем следующие результаты (табл. 5.3):

 

Работодатели высказали следующие пожелания для улучшения качества подготовки специалистов: максимально приблизить теоретические знания к практике, дополнить список элективных дисциплин, усилить знания в области использования методик преподавания и улучшить изучение студентами иностранных языков.

Преподаватели кафедры русской филологии регулярно повышают квалификацию в области современных методов оценки результатов обучения. Они владеют современными методами оценки результатов обучения, используют критериальную систему оценивания на занятиях разного вида.

Результаты анкетирования показывают, что работодатели как наиболее важными качествами в высококвалифицированном специалисте ценят умение работать на результат, умение представить результаты своего труда и наличие базовых профессиональных знаний и практическую подготовленность.

Руководители баз практик и работодатели положительно оценивают наличие у обучающихся базовых профессиональных знаний, теоретическую подготовленность и отмечают способность к образовательному росту, развитию профессиональной компетентности. Также отмечается положительная динамика по умению выпускников представить результаты труда, инициативности, способности выдвигать новые идеи.

Результаты анкетирования показывают, что работодатели как наиболее важными качествами в высококвалифицированном специалисте ценят умение работать на результат, умение представить результаты своего труда и наличие базовых профессиональных знаний и практическую подготовленность (Рис. 5.3).

Работодатели, оценивая выпускников ЗКГУ, работающих у них в организации, дали высокую оценку тем качествам, которые они считают наиболее важными для специалиста.

Давая общую оценку прошедшим в их организациях практику студентам ЗКГУ, 60% опрошенных руководителей баз-практик высоко оценили практиканов по такому параметру как «Наличие базовых профессиональных знаний, теоретическая подготовленность». 42% дали им высокую оценку по такому параметру как «Наличие базовых профессиональных умений и навыков, практическая подготовленность». «Способность к образовательному росту, развитию профессиональной компетентности» высоко оценили 56%. По параметру «Общая культура» дали высокую оценку 60% рководителей баз-практик; «Инициативность, способность выдвигать новые идеи» - 38%; «Умение работать на результат, умение представить результаты своего труда» - 50%; «Умение работать в коллективе» - 27%; «Трудовая дисциплина» - 70%. По итогам опроса кафедра провела следующие виды работ по улучшению качества подготовки специалистов: дополнила список элективных дисциплин, углубила изучение студентами иностранных языков, например, в РУП, разработанный в 2019-2020 уч.г. была включена дисциплина «Практический курс английского языка». Инициативность, способность обучающихся выдвигать новые идеи реализуются доцентом К.Утегеновой во время проведения семинарских и практических занятий путем использования технологии кейс-стади, деловых игр, создания проблемной ситуации; умение работать на результат и представлять результаты своего труда реализуют доценты Г.Умарова и А.Бозбаева во время проведения СРО; умение работать в коллективе осуществляется на занятиях доцента Г.А.Донсковой, преподавателей Г.Ахметовой, Э.Абузяровой.

ППСи кафедры русской филологии систематически повышают квалификацию в области современных методов оценки результатов обучения. Они владеют современными методами оценки результатов обучения, используют критериальную систему оценивания на разных видах занятий.

Одним из направлений повышения компетентности ППС является участие в работе научно-методических семинаров международного, республиканского и областного уровня, обучение на курсах повышения квалификации: К. Утегенова, Э. Абузярова, Г. Ахметова – Интенсивные курсы английского языка для преподавателей вузов РК (Американо-швейцарский учебный центр «Swiss American Academy» на базе КазНПУим.Абая. г. Алматы), Е. А. Седова, Г. Шукурова, К. Утегенова, А. Бозбаева, А. С. Криуля – по обновленной программе образования «Мир детей» (Уральск 2018-2019гг.) и т.д.

При подготовке по аккредитуемым специальностям обеспечиваются для обучающихся создаются равные возможности, учитываются их индивидуальные особенности, потребности и пожелания при реализации ОП, предоставляются гибкие траектории обучения. При реализации ОП используются современные активные и инновационные методы обучения, в том числе на основе собственных разработок в области методики преподавания. Организация самостоятельной работы студентов выступает важнейшим элементов студентоцентрированного обучения, позволяя обучающимся быть активным субъектом процесса обучения. Систематически осуществляется мониторинг результатов самостоятельной работы обучающегося и ее оценки.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОГО (ДИПЛОМНОГО) ПРОЕКТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ППС ВУЗОВ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 Презентация дисциплин на учебный год.

НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ В РАМКАХ ОНЛАЙНОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВЕСНОЙ 2020 года


Print